О НАС | ХИДУШ

Ассоциация "Хидуш" ("Обновление") действует во имя претворения в жизнь обязательств Декларации Независимости о свободе религии и равноправии. Цель ассоциации - повысить понимание в обществе о необходимости свободы религии и равноправия и дать возможность всем членам гражданского общества Израиля и еврейских общин за его пределами – религиозным, светским, правым и левым - заявить о своем видении иудаизма и израильского общества.

Основателями Ассоциации "Хидуш" является раввин и адвокат Ури Регев, из числа крупнейших дейтелей за свободу религии в Израиле, и видный деятель иудаизма в США и предприниматель, Стэнли Голд, котрый возглавляет инвестиционную компанию "Шемрок". Журналист и аналитик по вопросам сектора харедим, Шахар Илан, является заместителем генерального директора Ассоциации по вопросам исследований и связям с общественностью.



Ассоциация Хидуш

Деятельность Ассоциации Хидуш направлена на претворение в жизнь основ государства и права, заявленных в Декларации Независимости Израиля: свободы религии и равноправного распределения обязанностей перед страной между всеми ее гражданами. Без этих основ не может существовать демократическое государство. В наших руках их осуществление, которое необходимо для дальнейшего развития и процветания государства.



Генеральный директор ассоциации Хидуш, раввин и адвокат Ури Регев на церемонии основания ассоциации Хидуш в Зале Независимости, 14.09.2009.
Снимок: Лимор Эдри.

Свобода религии и равноправное распределение обязанностей перед страной между всеми ее гражданами – самые главные темы для большинства граждан Израиля, которые определяют качество жизни и будущее страны. Эти основы были заявлены Декларацией Независимости Израиля. Однако за 60 с лишним лет существования государства эти основы соблюдались лишь частично. В результате, пострадали демократические основы государства и права граждан страны. Не существует иной просвещенной демократии в мире, в которой существовала бы подобная ситуация в вопросах свободы религии и свободы от религии. Религиозное законодательство, имеющее место в Израиле, в частности, в вопросах социального статуса граждан, существуют помимо Израиля только в странах исламского экстремизма.

Ассоциация Хидуш была основана в результате растущего понимания того, что проблемы свободы религии и равноправия наносят ущерб широким слоям населения в Израиле и задевают все области жизнедеятельности, с момента рождения до смерти. Нарушение прав свободы религии и равноправия ставит под угрозу дальнейшее существование государства Израиль как еврейского демократического государства. С течением времени вопросы взаимодействия религии и государства усложняются и становятся все менее подвластными решению.


Основание Ассоциации Хидуш было инициировано раввином и адвокатом Ури Регевом, совместно с предпринимателем Стэнли Голдом. Ури Регев, который основал и в прошлом возглавлял Центр Еврейского Плюрализма, является генеральным директором Ассоциации Хидуш. Стенли Голд принадлежит к ведущим лидерам Иудаизма в США и известен своей поддержкой израильской экономики, является председателем Ассоциации в США.


Основы Ассоциации Хидуш
  1. Существует насущная необходимость в активной органиции для продвижения вопросов свободы религии и гражданского равноправия, которая объединит все население страны, как светское так и религиозное, как правое, так и левое.
  2. Назрела необходимость в организации, которая сумеет объединить весь широкий спектр вопросов, связанных с вопросами свободы религии и гражданского равноправия, имеющих единую основу для полномасштабного решения кардинальных проблем.
  3. Существует необходимость совместных усилий израильского общества и диаспоры для успешного решения проблем, связанных с нашим общим будущим и построением общества, в котором диаспоре принадлежит неотъемлимая часть.


Задачи Ассоциации Хидуш


1. Осуществление заявленных в Декларации Независимости свободы религии, совести и равноправия вне зависимости от религиозной принадлежности.
2. Осуществление равноправия всех граждан в несении гражданской ответственности перед государством, как в вопросах воинской службы, трудозанятости, так и вопросах введения всеобщей программы образования, включая ультра-ортодоксальные школы.
3. Просветительская деятельность в вопросах необходимости следовать основам свободы религии и гражданского равноправия как неотъемлимой части демократии и уважения прав каждого человека и гражданина.
4. Деятельность, направленная на понимание того, что не существует противоречия между еврейской сущностью государства и осуществлением основ демократии, свободы религии и гражданского равноправия. Напротив, чем раньше избавится иудаизм от пут деятелей, говорящих от ее имени во имя политических интересов, тем больше выиграет статус иудаизма.

Поставленные задачи требуют многих и разнообразных изменений. Эти вопросы распространяются на все области жизни граждан - рождение и смерть, право создания семьи и право на расторжение брака, неравенство в призыве в армию и неравенство в распределении общественных благ, в вопросах о том, кто является евреем и раввином. 

Создавшаяся ситуация – результат политических сделок, которые извращают желание большинства граждан Израиля и диаспоры, подрывает демократическую сущность государства и делает невозможным осуществление основ Декларации Независимости. По причинам коалиционной выгоды не был принят закон о свободе бракосочетания любого гражданина. Для сохранения стабильности правительства был продлен на 5 лет срок действия Закона Таля, обеспечивающий уклонение от армии. По той же причине предыдущее правительство провело закон об освобождении учащихся в ешивах от общей системы образования.

Существующая политика в области свободы религии идет вразрез с желанием большинства населения Израиля. Она подрывает основы демократии и сионизма и подвергает опасности законодательство Израиля. Она расширяет сферы дискриминации призводительного части населения из-за неравноправного использования общественной казны. Если не произойдет необходимых изменений, в 2020 году четверть потенциальных призывников будет обучаться в ешивах, и это количество будет неуклонно расти. В том же десятилетии треть детского населения Израиля будет учиться в ортодоксальной системе образования, которое не способствует интегрции религиозного населения на рынке труда. Данная ситуация подрывает основы экономики и безопасности Израиля и ставит под угрозу сам факт его существования.


Нарушения свободы религии

  • Права на брак в собственной стране лишено около 300 тысяч израильтян, член еврейских семей, которые не признаны евреями ортодоксальным иудаизмом. Среди них: новые репатрианты, геры и др. Они вынуждены жить в гражданских браках или выезжать за пределы страны для заключения браков
  • Раввинат и религиозные суды не только не способствуют присоединению членов еврейских семей к иудаизму, но и ретроактивно отменяют даже гиюры ортодоксальных раввинов умеренного толка.
  • Один из результатов далекого не божественного, сотрудничества религии и политики в Израиле – тот факт, что евреи диаспоры, которые в подавляющем большинстве принадлежат к неортодоксальным течениям, воспринимаются в Израиле как евреи второго сорта. 



  • Когда суды выносят постановления в соответствии с ценностями Декларации Независимости и основами свободы религии, общепринятыми в западноевропейской демократии, они вызывают нападки как "односторонние", и производятся попытки их опротестовать.
  • Прошло свыше 13 лет с момента принятия закона об альтернативном гражданском захоронении. Однако государство и по сей день не предприняло попыток к созданию гражданских кладбищ ни в одном из трех центральных городов Израиля. В результате – семьи тех, кто предпочел быть похороненными по неортодоксальным обычаям, не только вынуждены ограничиться единичными гражданскими кладбищами, существующими сегодня в стране, но и платить огромные суммы за церемонию похорон и для приобретение участков на кладбищах, находящиеся за пределами мест своего проживания.
  • Все больше становится маршрутов общественного транспорта, в которых требуют от женщин занимать место в конечной части салона или подниматься со второй двери автобуса. Эти дискриминирующие по половому признаку, маршруты автобусов, называют завуалированным названием "меhадрин".
Эти примеры – лишь верхушка айсберга в бесконечной череде правонарушений граждан в вопросах свободы религии.


Нарушения гражданского равноправия

С течением времени в нашей стране все меньшее количество призывников несет ответственность перед государством в воинской службе. В то же время меньшинства, уклоняющегося от службы в армии, становится все больше, и оно использует для уклонения от армии якобы религиозные причины, подрывающие государственную безопасность и приводя к дискиминации. Количество учащихся ешив и уклоняющихся от армии по религиозным причинам (аврехов) достигло небывалой до этого цифры – 55 тысяч человек. 14% из каждого призыва уходят в ешивы, а не в армию. Для сравнения, в начале прошлого десятилетия, это количество составляло 6% призывников.

Более четверти учащихся в Израиле обучаются в системе частного ультра-ортодоксального образования, которое способствует их уклонению как от военной службы, так и от интеграции на рынке труда. Они обучаются тому, что необходимо неукоснительно следовать требованиям раввинов, а не своду государственных законов и основам демократии, и не получают необходимых знаний для интеграции в современную экономическую систему.

Двое из каждых трех харедим не заняты на рынке труда. Эта ситуация обусловлена щедрой поддержкой государства, оказываемой учебным заведениям, харедим и многодетным семьям. Данная политика способствует деградации экономики Израиля к уровню стран третьего мира, а также предоставляет детей ультраортодоксального сектора будущему нищеты.



Необходимость в обновлении / Хидуше

В последние годы многие силы подключились к вопросу обсуждения обновления иудаизма. В обществе формируется понимание того, что иудаизм принадлежит нам всем, он многогранен и нельзя мириться с монополией на иудаизм, который пытается навязать обществу ортодоксальное течение. Напротив, совсем немного сил стоит за продвижением свободы религии и совести, в попытке сократить и уменьшить ущерб демократии и правам человека. И все же, многое изменилось благодаря их усилиям в последние годы – в области гиюра, помощи женщинам-агунот (лишенным возможности получить развод/гет), ограничении власти раввинских судов, отмене особых выплат религиозным учебным заведениям. Однако, во многих областях их деятельность ограничена. Ассоциация Хидуш стремится к сотрудничеству с данными организациями, чтобы расширить сферы поддержки свободы религии и совести в Израиле и за его пределами и создать новые альтернативы для решения существующих насущных проблем.

Еврейское сообщество в диаспоре пользуется свободой религии, однако органы управления уклоняются входить в противостояние как с политическими органами в Израиле, так и с ортодоксальной общиной, проживающей в самой диаспоре. Единственным вопросом, объединившим все еврейские общины в диаспоре за отстаивание своих прав стал вопрос о том, "кто есть еврей", в котором многие круги еврейства диаспоры усмотрели прямой выпад Израиля против иудаизма их и их семей.

И тем неменее, в еврейских диаспорах по всему миру еще не сложилось четкое представление о том, к чему приведет религиозное засилие, имеющее место в современном Израиле, и о сложном отношении к новым репатриантам уже сегодня.




Вполне досягаемая цель

Одна из причин, по которой допускается засилие религиии – это вседовлеющее отчаяние общества из-за невозможности изменить существующий порядок вещей. Это чувтство подкрепляется постоянными обещаниями политиков изменить ситуацию и призвать учащихся ешив в армию, которые, однако, остаются невыполненными.

Так больше не может продолжаться! В противостоянии религиозному засилию есть успехи – даже если они происходят медленно и в результате тяжелых процессов: организация культурных мероприятий в шабат, происходят сдвиги в признании неортодоксальных гиюров, отмене министерства по делам религий и прочее. Ключ к изменениям лежит в сознании, что сложившуюся ситуацию можно изменить, в понимании последствий этой ситуации, в совместной деятельности для ее изменения, в общественной дискуссии и в обмене мнениями о существующих проблемах, и самое главное – в постоянном напоминании политикам об актуальности этих проблем для общества и их избирателей.

Ассоциация Хидуш стремится прекратить игнорирование политической системой проблем религии и равноправия на основании Декларации Независимости и по причине полномасштабной поддержки общества. Среди прочего, мы ставим своей задачей продвигать вопрос гражданских браков и разводов, признание всех видов гиюров, отмены послаблений в призыве в армию для учащихся ешив и к их интеграции на рынке труда, введению общеобразовательной системы в ультра-ортодоксальные школы.

Таким образом, мы укрепим демократические основы нашего государства и превратим Израиль в дом для каждого еврея. Признание свободы религии и совести приведет к обновлению иудаизма и предотвратит религиозное засилие ортодоксального течения и политизацию религии в государстве. Мы видим воплощение нашей деятельности в совместных усилиях со всеми, кому дорога свобода и гражданское равноправие в Израиле - как среди политических кругов, так и среди всего населения нашей страны, как светского, так и религиозного. Это реальная задача, и в наших силах претворить ее в действительность.



Декларация о принципах

Необходимость претворения в жизнь основ Декларации о Независимости Израиля – это не привилегия, а жизненная необходимость.

Большинство населения Израиля и еврейской диаспоры поддерживают свободу религии и справедливости, обещанную в Декларации Независимости. Однако, на протяжении 61 года с момента образования государство Израиль занимает последние места в ряду демократических стран в вопросах свободы религии и свободы от религии. В дополнение, политизация религии привела к тяжелейшей дискриминации части населения, исполняющей воинскую обязанность и способствующей экономическому процветанию государства, что полностью противоречит основам свободы и справедивости, оговоренным в Декларации.


"Государство Израиль будет открыто для еврейской репатриации и собрания рассеянных; оно приложит старания к развитию страны на благо всех её жителей; оно будет зиждиться на принципах свободы, справедливости и мира, в соответствии с предначертаниями еврейских пророков; осуществит полное гражданское и политическое равноправие всех своих граждан без различия религии, расы или пола; обеспечит свободу вероисповедания, совести, выбора языка, образования и культуры..."


Отсутствие свободы религии и неравное распределение обязанностей граждан перед государством наносит ущерб жизни граждан, обществу и государству. Большинство населения как в Израиле, так и в диаспоре желают претворения в жизнь принципов свободы религии и равноправия перед государством, и нельзя далее пренебрегать желанием большинства во имя дальнейшего развития государства. Пришло время претворить в жизнь обязательства Декларации.

Тесная связь между религией и политикой привела к принятию законов, противоречащих демократии, попранию права граждан на свободный выбор. В настоящий момент не осталось области жизнедеятельности, на которой не сказался ущерб от ультра-ортодоксальных органов власти - с момента рождения и до момента смерти: сотни тысяч граждан нашей страны лишены права на брак и законную семью, права на досотойный и неунизительный процесс гиюра, права на бракоразводный процесс. Среди них как галахические евреи, так и геры, как сабры, так и новые репатрианты.

Политизация религии сказывается на повседневной жизни каждого гражданина – от отсутствия транстпорта в выходные дни и до разделения пассажиров общественного транспорта по половому признаку на так называемых "религиозных" маршрутах ("меhадрин").

При этом, ультро-ортодоксальное направление иудаизма, наделенное полномочиями в религиозной и общественной жизни страны, поощряет свой сектор к уклонению от армии и от прочих обязательств перед государством.




Десятки тысяч граждан страны уклоняются от обязательств перед обществом и государством, оправдывая это правом на свободу вероисповедания и сохранением еврейской сущности государства. Излишне напоминать, что обеспечение этих прав осуществляется за счет попрания прав и свобод остальной части населения. На сегодняшний день около четверти еврейского мужского населения страны обучается в ультра-ортодоксальной системе образования, субсидируемой из казны государства. А это значит, что для четверти населения единственной надеждой на существование является получение денежных дотаций от государства. При этом, ультра-ортодоксальная система образования отказывается включить в программу обучения точные науки и прочие предметы, способсвующие интеграции своих выпускников на рынке труда, и вместе с тем не способствует обучению основам демократии. Ущерб, наносимый существующим порядком вещей – как экономический, так и социальный – неоценим, и он растет по мере увеличения ортодоксального сектора. При этом, неортодоксальные течения иудаизма, которые стремятся к изменению порядка вещей, дискриминируются в Израиле.

Ассоциация "Хидуш", которая действует во имя равноправия и свободы религии, получает поддержку как в светских, так и в религиозных кругах, как среди сабров так и в среде олим, израильтян и евреев диаспоры. Все вместе мы обеспокоены будущим нашей страны и тяжелыми последствиями явлений, которые осуществляются во имя религии, и искажают ее исконную сущность. Мы поддерживаем право всех групп населения на свободу вероисповедания. Но вместе с тем, мы верим, что для сохранения еврейской сущности государства нет причин для попрания основ демократии, ущемления свободы религии и равноправия одной части населения за счет другой.

Напротив, равные права и обязанности, освобождение иудаизма от пут всеподавляющего и косного исполнения заповедей позволит укрепить как демократию так и иудаизм, и предоставит каждому гражданину возможность осуществления религиозного образа жизни по выбору, а не по необходимости.

Необходимость претворения в жизнь основ Декларации о Независимости Израиля – это не привилегия, а жизненная необходимость. И если мы не начнем действовать уже сегодня – все усилия во имя создания государства окажутся напрасными. Необходимо обновление в обществе и совместные усилия для его претворения жизнь. Ассоциация "Хидуш" ставит своей задачей изменение законодательства, во имя соблюдения прав всех граждан и для оказания помощи в ущемлении прав граждан. При совместной поддержке в Израиле и диаспоре мы сможем претворить в жизнь основы демократического государства, заявленные Декларацией Незвисимости – свободу религии и равноправие перед государством.


Отношение Ассоциации Хидуш к иудаизму

Мы глубоко верим, что ничто так благотворно не скажется на иудаизме, как высвобождение его из пут политики и засилия. Мы видим в ортодоксальном течении всего лишь одно из направлений иудаизма. Помимо него у еврейского народа есть множество возможнойстей заявить о своем еврейском самосознании – как у реформистов и консерваторов, так и у светских. И каждая из них имеет право на существование. В этом многообразии – непрекращающаяся жизнь иудаизма и мы не позволим лишить нас права на выбор.


Какова политическая ориентация Хидуша?

Хидуш не является ни политическим, ни религиозным течением. Мы верим в необходимость совместных усилий всех течений общества – правых, левых, центристов, религиозных и светских для решения насущных гражданских задач. Хидуш поддерживают люди разных политических взглядов, и мы рады сотрудничать со всеми, кто верит в свободу религии и гражданское равенство.


Деятельность Ассоциации Хидуш

На момент образования Хидуша в Израиле не существовало ни одной организации, целью которой были бы свобода религии и гражданское равноправие. Часть вопросов решается Центром Еврейского Плюрализма, действующего при поддержке Движения Прогрессивного Иудаизма. Отдельные проблемы сосредоточены на Форуме Гражданского Равенства, который борется за равноправие в несении воинской обязанности. Хидуш верит, что корень всех проблем между государством и религией находится в тесном переплетении религии и политики. Поэтому, существует необходимость в решении насущных проблем, имеющих общий корень, при привлечении совместных усилий всех существующих сил в стране.


Есть ли у Ассоциации Хидуш
религиозная ориентация?

Мы не являемся религиозной организацией. Раввин и адвокат, Ури Регев, а также и американский предприматель, Стэнли Голд, создали Ассоциацию Хидуш с целью решения гражданских задач, стоящих перед обществом, представленным как религиозным, так и светским населением. Наша Ассоциация не имеет ни идеологиченской, ни экономической связи ни с одним из существующих религиозных течений иудаизма. Ассоциация Хидуш рада участвовать в совместных усилиях, направленных на продвижение принципов свободы религии и гражданского равноправия, с любым общественным объединением. Среди них: как светская Ассоциация Хофеш за отделение религии от государства, так и сионистское религиозное движение Приверженцев Торы и Работы и Движение Консервативного Иудаизма. Идеи Ассоциации Хидуш поддерживают и видные деятели ортодоксального иудаизма.


Отношение к харедим

Ассоциация Хидуш ни в коей мере не пропагандирует социальную вражду и наприязнь ни к одному религиозному течению, включая ортодоксальное.

Цель Ассоциации Хидуш – свобода религии и гражданское равноправие в израильском обществе. Она не призывает к меж-секторальрной ненависти, даже если она призывает ортодоксальный сектор принять активную роль в жизни общества: работе, службе в армии, выплате налогов и введению общеобразовательной системы. Мы надеемся видеть все группы общества в равноправном несении обязательств перед нашей общей страной.

Многосторонняя и обширная деятельность Ассоциации Хидуш направлена на понимание проблем, связанных со свободой религии и гражданскиго равноправия. Но в общественной деятельности Хидуша напрочь отсутствует всякий призыв к взаимной нетерпимости. Мы видим своей задачей достижение равноправия в вопросах несения гражданских обязательств перед обществом и государством всех его граждан, с целью укрепления гражданского общества в нашей стране и во имя совместного сосуществования всех религиозных и политических направлений.

Мы призываем наших читателей обратить наше внимание на любую нашу публикацию, которая, на ваш взгляд, противоречит этому стремлению.


Как относится Хидуш к вопросу
отделения религии от государства?

Мы являемся свидетелями обострения меж-секторальных отношений в нашем обществе на почве религиозного засилия. Но мы верим, что причина обострения отношений в вопросах религии и государства  вызвана тесным переплетением религии с сиеминутными политическими интересами. Вне всякого сомнения, иудаизм только приобретет в глазах общественности, если религия будет отделена от политики, и будут восстановлены обещанные в Деклрации Независимости, права всех граждан.

Мы верим, что для сохранения как демократической так и еврейской сущности государства необходимо предоставить возможность всем секторам населения – как религиозным так и светским иметь право и возможность соблюдения необходимого по их идеологическим воззрениям, образа жизни, не ущемляя интересы друг друга. Поэтому, наряду с требованиями о свободе религии и равноправии, мы видим необходимость изучение еврейского наследия будущим поколением израильских граждан в школах, соблюдение кашрута в местах общественного питания, и некоторых иных основ еврейской жизни, во имя удовлетворения демократических свобод всех граждан нашего общества.


Как скажется признание гражданских браков и неортодоксальных гиюров на наше общество?

Около 350 тысяч граждан нашего общества, связавших свою жизнь с судьбой еврейского народа, видится ортодоксальному Раввинату как население без религии, которое лишено права оформить брак в нашей стране. Так исторгается изнутри нашего общества часть населения, которая активно участвует в его построении. Попытки облегчить их присоединение к иудаизму отвергаются Раввинатом, который в последнее время взялся за перерассмотрение даже ортодоксальных гиюров. Это приводит к размежеванию нашего общества, которое возможно избежать предоставлением прав на неортодоксальный гиюр.


Как относится Хидуш к уклонению от армии
среди светского и арабского населения

Хидуш видит необходимость в военной или гражданской службе в Армии Обороны Израиля всех граждан общества без исключения: светского населения, ортодоксального, арабского, как юношей, так и девушек. В этой связи Хидушу принадлежит значительный вклад в организацию Форума против уклонения от службы в армии, в который вошло 60 различных организаций, и деятельность которого направлена на повышение сознания в обществе о необходимости несения военной, гражданской или национальной службы всеми гражданами нашего общества. С той целью в начале 2011 года Форум организовал общественный марш из Бакума в Иерусалим.

Вместе с тем, следует помнить, что на сегодняшний день в среде светского населения  на каждые 30 призывников приходится 1 уклоняющийся от армии, в то время как в ортодоксальном секторе уклоняются от службы 6 из 7. При этом каждый уклоняющийся приводит к серьезному недостатку людей в обороне государства. Все это тяжелым бременем ложится на плечи той части населения, которая берет на себя ответственность и за себя и за уклоняющихся от обязательств перед государством. Поэтому, мы видим насущную необходимость в равном перераспределении соцальных прав и обязательств между всеми гражданами нашей страны.


Что такое равноправие в обязательствах перед государством?
  • В чем мы видим равенство всех граждан перед государством? Не только в службе в армии, но и в несении экономической ответственности. 
  • И почему Ассоциация Хидуш фокусирует свое внимание на ультра-ортодоксальном секторе? – Потому что взаимоотношения религии и государства – основная наша задача.
Шахар Илан, Заместитель Генерального Директора Ассоциации Хидуш, отвечает на вопрос Шахара Ахарони (Le Bercail) о равноправии перед государством

Шахар Илан: Гражданское равноправие, каким его видит Ассоциация Хидуш, подразумевает под собой как равноправие всех граждан, вне зависимости от национальности и вероисповедания перед государством, как в несении службы, так и в экономических вопросах.

Одна из виднейших экономических проблем Израиля состоит в отсутствии мужчин ортодоксального сектора на рынке труда. Существует общее согласие между финансистами, что этот факт будет способствовать скатыванию страны на уровень стран третьего мира в течение ближайших 10-20 лет.



Пишите нам!
Просьбы о помощи, замечания, предложения...

Для отсылки сообщения:  

 

Из обращений к нам...

Итай Дувдевани: Здравствуйте, я действительно солидарен со всем, что вы написали выше (ответ Шахару Ахарони). Действительно, существует необходимость решить вопрос с неравноправием, столь характерным, в частности, для ортодоксального общества. Вопрос, который меня волнует – обсессия в вопросах, связанных именно с харедим. На ваш взгляд только харедим представляют собой экономическую обузу для общества.
Чтобы сократить количество полит-корректных предложений, я спрошу прямо: как вы относитесь к самому крупному сектору в стране – арабскому населению, для которого характерно то же экономическое неравноправие, что и для харедим. Из ваших слов следует, что вы ставите своей целью ударить по харедим (и по праву), но стараетесь избежать более глубинных вопросов об обязательствах всех граждан перед государством. Поправьте меня, если я ошибаюсь.

Шахар Илан: Здравствуйте, Итай, и спасибо за Ваш вопрос. У нас нет никакого желания ударить по харедим. В нашем видении, ортодоксальный сектор будет служить в армии, будет работать и не будет навязывать свой стиль жизни остальной части населения. Но у нас нет никакого желания привести к тому, чтобы они перестали быть харедим.

Вместе с тем, Хидуш была основана для решения внутриеврейских проблем. Мы верим, что решение проблем религии и государства важно в первую очередь для построения сионистского государства и развития еврейского общества. Хидуш не пытается провозгласить борьбу за решение всего широкого спектра проблем, стоящих перед нашим обществом, среди которых – и вопросы арабо-израильских взаимоотношений. 

Вместе с тем, мы считаем необходимым гражданское равноправие перед государством всех граждан безраздельно, вне зависимости от религии и национальности. Ассоциация Хидуш является центральным участником Форума Обязательной Военной Службы, который устраивает демонстрации во имя военной службы всех граждан страны. На страницах форума объявлено: "Уклонение есть уклонение есть уклонение. Мы боремся со всеми видами уклонения от армии. Все должны служить, вне зависимости от религии и национальности". Мы полностью солидарны с этим призывом.



(иврит)



Для связи с ассоциацией ХИДУШ:

חדו''ש לחופש דת ושוויון
רח' האומן 24, ירושלים 9342115
טל.: 077-5304131
פקס: 077-5304130
דוא''ל: hiddushr@gmail.com
אתר (עברית): http://www.hiddush.org.il/