ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ


Государственные религиозные органы потерпели тяжелый провал в вопросах гиюра. Длительный и тяжелый процесс отталкивает многих от желания присоединиться к иудаизму.

И хотя процесс изучения курсов иудаизма прошел демонополизацию, однако эта опция сохраняется исключительно за ортодоксальным направлением. Вместе с тем, монополизация до сих пор сохраняется за религиозными судами, наделенными правом признавать гиюр.

Отсутствие альтернативы пагубно сказывается и в этой области. Каждый, желающий примкнуть к иудаизму, должен иметь право на выбор того пути, которому захочет следовать.

Сегодня отсутствие этой альтернативы лишает наше общество граждан, сопричастных к будущему иудаизма.

Мы видим необходимость регуляционной деятельности государства и в этом вопросе. Не желая подталкивать к прохождению гиюра во имя получения гражданства, мы полагаем, что государство вправе определить кто имеет право пройти гиюр. Но сам институт гиюра должен проходить отдельно от государственных систем и требует незамедлительной либерализации.


Ортодоксальный иудаизм 
сокращает еврейский народ


Закрытость ортодоксального иудаизма и ее монополия в области гиюра, пишет адвокат Ури Хуперт, отдалаеют иных евреев с момента эпохи Просвещения.


Кандидатка на гиюр перед раввинским судом в Иерусалиме. 
Снимок: Флэш 90 


Министер Юстиции, Яаков Нееман, выразил общепринятое мнение, когда заявил на прошлой неделе, что государство и Главный Раввинат повинны в кризисе гиюра. Политика государства и Главного Раввината, по его словам, препятствует гиюру 300 тысяч человек из олим бывшего СССР, которые не считаются евреями по галахе. А также министр юстиции выразил критику в адрес видных раввинов за то, что не признают консервативные и либеральные гиюры.

“По моему мнению, ортодоксальный иудаизм закрыт и он сокращает еврейский народ. Ортодоксальный иудаизм отдаляет неприемлимый для себя иудаизм со времен Просвещения и до наших дней. Кто сказал, что дети отцов-евреев неевреи? Ведь Танах говорит о том, что все мы из семени Авраама.

Рут Моавия была принята в иудаизм по заявлению ("Твой Бог – мой Бог, Твой народ – мой народ"), которое противоречило галахе Эзры и Нехамии – галахе, которая оставила вне иудаизма караимов, Бейта Израэль (эфиопскую диаспору) и реформистов.

Клерикализм в принадлежности к иудаизму (поправка к закону 1970-го года) повлиял на отход еврейского народа от основ и противоречил сказанному Давидом Бен-Гурионом в кнессете, когда он предложил законопроект о возвращении в 1950 году. На мой взгляд, евреем является человек, этнически принадлежащий к еврейскому народу посредством кого-либо из своих родителей. Напротив, еврей, по определению Жана Поля Сартра - тот, кого общество видит евреем и исторгает его".

Адвокат Хуперт возглавлял Лигу против религиозного засилия.


Раввин Бени Лау: 
"Главный раввинат мешает".

В личном интервью информационному сайту Walla, раввин Лау утверждает, что нельзя доверить формирование религии рукам политиков и призывает сократить религиозное законодательство.


Раввин Бени Лау. Снимок: Википедия


"Я за то, чтобы как можно больше сократить вмешательство религиозного руководства в процессы, проходящие в стране", - заявил раввин.

"Я приведу пример... – продолжает раввин – выбор раввинов государством. Ведь каждый из нас знаето, что это фикция. Сидит группа политиков и решает, кто будет главным раввином, а кто будет местным раввином, без всякой связи с самой кеhилой, религиозным сообществом".

На вопрос, поддерживает ли он закрытие Главвного Рабанута, он ответил, "Да. Необходимо насколько возможно сократить религиозное законодательство и политическое вмешательство в религиозную жизнь."

Лау, Глава “Дома учения” (“бейт мидраш”) в Иерусалиме и глава сообщества РАМБАН в иерусалимском квартале Катамон, обладатель второй академической степени пo истории и Талмуду, говорит: "Говоря об отделении государства от религии, нужно быть очень чуткими. Вместо отделения религии от государства мы должны говорить об "отделении религии от политики. Это значит, не давать бразды правления по обустройству религии политикам. Нужно вызволить религию из рук политиков. С какой стати должности раввинов становятся источником для политических назначений и притчей во языцах".

Лау с уверенностью говорит об опасности, грозящей религии от политики. "Существуют широкие слои еврейского населения, не религиозного, которое не соблюдает ни галахи и ни мицвот, но живет в еврейской ориентации. Жизнь этой части населения зависит от взаимодействия религии и политики...”

Я являюсь адресом для людей, которые чувствуют себя ущемленными религией. Они чувствуют себя перед глухой стеной и атакованными религиозными властями. В свою очередь, религиозные власти сохраняет гегмонию, словно речь идет об их собственном имуществе, о котором они заботятся, чтобы, не Дай Бог, никто его не украл. Государство должно заботиться о своем наследии без того, чтобы вторгаться в личные дела каждого гражданина".



Что нарушилось 
в отношении харедим к государству

В первые годы после основания государства, многие из лидеров в ультра-ортодоксальном направлении видели в его основании событие, полное религиозного значения. Но с тех пор, по утверждению Менахема Раhата, усиливаются лишь голоса насмешников.


Харедим с черными флагами 
во время празднования 62-й годовщины Израиля, 20.04.2010. 
Снимок: Коби Гид'он. Флэш 90


Каждый год адмор из Садигура, раввин Авраам Яаков Фридман, имел обыкновение приходить ранним утром на площадь перед Кнессетом, на ул. Аленби в Тель-Авиве, и подметать часть площади. На просьбу объяснить свое поведение, отвечал, что во время Второй Мировой Войны, во время его пребывания в Вене, нацистские солдаты заставляли его мести улицы города. И тогда он дал обет, что если выживет и окажется среди еврейского народа в земле Израиля, то будет в нем мести улицы.

Журналист Менахем Раhат приводит этот рассказ в своей книге чтобы подчеркнуть, какую сильную перемену прошли харедим с момента основания государства. Многие из них не только не отмежевывались от государства, но и видели в нем своего рода "улыбку небес".

Естесственно, далеко не все ультра-ортодоксальные направления видели в государстве "веленье божье". Среди них были и ХАБАД, и хасидут Сатмар и Натурей Карта, которые выступали против основания государства.

И тем неменее, многие, по утверждению Раhата (сайт News1), выражали явную симпатию государству. Раввин Йосеф Шломо Каhанман, основатель ешивы Поневеж, имел обыкновение поднимать флаг Израиля над зданием ешивы в День Независимости, как это принято делать в ешиве и сегодня.

Раввин Цви Песах Франк, раввин Иерусалима в те дни, писал: "Нам посчастливилось увидеть как Господь вложил судьбу народа в в его руки ради спасения".

Раhат призвал харедим вернуться к позициям раввинов тех лет, говоря о тех "у кого осталось чувство благодарности и кто не готов пинать ногой в подарок свыше, который создатель даровал своему народу после двух тысяч лет Холокоста и инквизиций, изгнания и погромов, убийств и издевательств".

"У нас нет иного выхода кроме как произнести в ближайший День Независимости молитву:

'אָבִינוּ שֶׁבַּשָּׁמַיִם, צוּר יִשְׂרָאֵל וְגוֹאֲלוֹ, בָּרֵךְ אֶת מְדִינַת יִשְׂרָאֵל, רֵאשִׁית צְמִיחַת גְּאֻלָּתֵנו'



(иврит)