УЧАСТИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА


На сегодняшний день Израиль значительно отстает от западных стран в количестве работающего населения в стране: в отличие от западных стран, где занятость населения достигает 70% от общего числа граждан, в Израиле это число составляет 56.3%, т.е. почти половина от общего населения страны.

Среди неработающего населения – женщины арабского сектора (78% из которых не работает), мужчины ортодоксального еврейского сектора (65% из которых не работает) и нетрудоспособные граждане (из которых не работают 46%). При этом, более 20% всего населения находится за чертой бедности, среди них – видное место занимают районы плотного проживания ортодоксальной общины.

Учитывая темпы роста ортодоксального населения, специалисты приходят к выводу, что если существующая ситуация не будет изменена, то уже в течение ближайших 10-20 лет наше общество скатится до уровня стран третьего мира. 

Как остановить упадок?
Принимая во внимание насущные социально-экономические проблемы, Ассоциация Хидуш видит необходимость в активной деятельности для изменения социального климата в стране с целью предотварещения надвигающейся социальной и экономической катастрофы. Поэтому необходимы:
  • интеграция ортодоксального населения на рынке труда. С этой целью - продвижение правительственных реформ для поощрения интеграции
  • планирование политики трудосустройства в местах плотного проживания ортодоксального и малоимущего населения
  • борьба против пропаганды уклонения от обязательств перед государством, имеющая место в ортодоксальных кругах, и, в частности, в ортодоксальной прессе

Госбанк Израиля: количество студентов-харедим утроилось с 2005 года.
Ассоциация Хидуш видит необходимость и в интеграции арабского населения на рынке труда. Вместе с тем, Ассоциация Хидуш не является политической организацией и не претендует на решение межэтнических и межрелигиозных вопросов, без решения которых не может сегодня стоять вопрос о решении социальных проблем в этом секторе.

Поэтому, основной целью Ассоциации является решение проблем внутрееврейского сектора, а с ней – вера в то, что совместными усилиями мы сможем добиться измения социальной атмосферы и предотвратить экономический упадок, который как никогда прежде остро встал перед нашей страной.

если существующая ситуация не будет изменена, то уже в течение ближайших 10-20 лет наше общество скатится до уровня стран третьего мира. 



В последнее время наметилась новая тенденция – резко возросло количество студентов-харедим в высших учебных заведениях. Однако, приобретение профессий пока не привело к изменению картины занятости в стране.  

Глава Центрального Банка Израиля, Стэнли Фишер, на конференции в Иерусалиме. Снимок: Мириам Эльстер, Флэш 90.

Как следует из годового отчета Центрального Банка Израиля, количество студентов-харедим (обоего пола) в высших учебных заведениях выросло в 3 раза: с 2,000 в 2005 году до 6,000 в 2010 году.

Журналист одного из ведущих экономических журналов Израиля, "The Marker", Рам Озри, отмечает, что около 90% студентов ортодоксального сектора изучают специальности, имеющие непосредственную прикладную направленность на рынке труда.

По данным Академии Кирьят Оно, которая занимает ведущее местро в стране среди высших учебных заведений, в стенах которой обучается наибольшее число ультра-ортодоксального населения страны, число студентов-харедим на первую степень составляет здесь около 2,000 человек на 2010 год. Оказалось, что более половины из них изучает бизнес-менеджмент и юриспруденцию, 22% - социальные науки, и около 11% - инжинерное дело.


Тем неменее, по замечанию Рама Озри ("The Marker"), полученное образование еще не привело к сдвигам в картине трудозанятости. И это – несмотря на резко возросшее число образованных мужчин-харедим среди студентов. Количество образованных мужчин-харедим выросло за последние годы с нескольких сотен человек (в 2005 году) до 2,500 человек в 2010 году.

Мужины ультра-ортодоксального сектора по-прежнему слабо представлены на рынке труда (78%).

Правительство в последние годы вкладывает до 300 миллионов шекелей в год на приобретение харедим необходимых специальностей, в надежде на их интеграцию на рынке труда.

Ожидаемое повышение трудозанятости в среде харедим должны привести, по мнению Центрального Банка, к существенному улучшению экономической ситуации в стране.

Напротив, если же существующая ситуация не изменится, через 20 лет, процент работающего населения в ортодоксальном секторе не превысит 17% от числа общетрудозанятого населения страны в возрасте 25-64 лет. Данный прогноз имеет особое значение на фоне общего старения населения Израиля и уменьшения рождаемости в остальных группах населения израильского общества.


О чем пишет ультра-ортодоксальная пресса?

Влияние печатных изданий в среде харедим не имеет аналогов. Ортодоксальное общество, и особенно – ультраортодоксальное течение харедим, воспитанное в культуре почитания печатного слова, с особым доверием относится ко всему, что публикуется в печатных изданиях. А поскольку печатная пресса является практически единственным источником информации, проникающим в дома харедим (за редким исключением интернета в последние годы), влияние печатной прессы на них не имеет себе равных.    

О чем же пишет ортодоксальная пресса?

Журналист Нати Тукер ("The Marker") приводит выдержки из ортодоксальных газет.

В журнале партии "Дегель Тора", "Ятед Нееман", каждое обсуждение в политических кругах вопросов субсидий ешив называется "подстрекательством" и попыткой уничтожить ортодоксальный иудаизм.

По одной из таких статей, "Волна подстрекательств, приковавшая в эти дни внимание религиозного мира к так называемому "закону об аврехах", не отличается существенно от волн агрессивных подстрекательств, которые время от времени испытывает на себе ортодоксальный иудаизм и мир Торы". "Совершенно в духе погромов", - продолжает та же газета, - "которые происходили на протяжение многих поколений, так и в тяжелом изгнании, в котором мы находимся под деспотической властью наших заблудших братьев, нам предопределено терпеть преследования..." "Они оставили в стороне все ненужные утверждания, и раскрыли свой злой умысел – объяснить аврехам, что работа освобождает...", - пишет газета, используя непрекрытую параллель с лозунгом нацистской власти.

Молодежь ультра-ортодоксального сектора
у входа в призывной участок

В газете партии "Агудат Исраэль", "Ха-Модиа", острую критику вызвала демонстрация протеста студентов против попытки провести законопроект о государственных дотациях аврехам. "Нам нельзя", - пишет газета, комментируя демонстрации студентов, - "оставлять общественное поле деятельности на этих несчастных студентов, поврежденных в уме и низко падших...".

В газете "Ба-Кеhила" попытка ввести общеобразовательную систему в ортодоксальных школах прослыла "карой". А одна из наиболее влиятельных газет ортодоксального сектора, "Ха-Эда", отозвалась о переводе средств на интеграцию харедим в Армии Обороны Израиля, как "100 тысяч шекелей было переведено на призыв харедим в Темную Армию".

При этом, формируя общественное мнение в харедимской среде, секторальная пресса опрается на так называемые "Духовные Комиссии", состоящие из духовных лиц, и цензурирующие содержание изданий.


Ультра-ортодоксальная пресса против работы

Финансовый журнал "The Marker" раскрывает на своих страницах как ультра-ортодоксальная (харедимская) пресса превратилась в одну из главных преград на пути к интеграции сектора харедим на рынке труда и службе в армии. 

Харедимское издание "Ятед Нееман" пишет о борьбе государства за интеграцию ультра-ортодоксального населения на рынке труда как о "подлом умысле" или "подстрекательстве", целью которого явлется подрыв устоев ортодоксальной жизни".

Журналист Нати Тукер ("The Marker") описывает решающую роль ультра-ортодоксальной прессы в отказе мужского населения сектора интегрировать на рынке труда. И хотя ультраортодоксальная пресса не представляет работу как некое отрицательное являение, однако старается избегать приведения статистических данных, и в случаях доказательного материала приводит селективные данные, служащие целям ультра-ортодоксальной идеологии.

Вместе с тем, данная ситуация, по мнению Нати Тукера, подкрепляется общественным резонансом в ультраортодоксальной среде: социальный статус работающих членов ультраортодоксальной общины значительно ниже их соседей аврехов, которые не покидают стен ешив, изучая Тору (т.н. "бней тора").

Заместительь генерального директора Ассоциации Хидуш, Шахар Илан, комментирует ситуацию: "Те, кто поддерживает выход на работу представлены как коллаборационисты и подложные харедим".

"Ультра-ортодоксальные средства информации представляют усилия по интеграции ортодоксального сектора на рынке труда как анти-ортодоксальные", - говорит Шахар Илан.

Справка: По мнению Главного Статистического Центра Израиля, проценты трудовой занятости среди ортодоксального мужского населения достигают 39% и среди женского – 58%. Эти ситуация грозит серьезными экономическими проблемами в будущем.




Есть ли русские харедим 
и каково их отношение к государству?

Среди русской алии в миллион человек, естественно, оказалось и немало харедим. Русские харедим в отличие от своих идеологических единомышленников, возросших на израильской почве, куда более легко относятся к интеграции в общее информационное поле, включая интернет. Их мы встречаем с куда большей частотностью в интернетовских дискуссиях, и далеко не только с представителями своей идеологической ориентации.

Подобная открытость вызывает интерес и встает воспрос – а, может, русские харедим привносят что-то новое в религиозный мир, в который интегрировали с приездом в Израиль?

В поисках ответа, оказалось, что политические интересы русских харедим, если таковые вопросы имеются, еще хуже представлены во власти, чем вопросы светских "русских" "олимовскими" партиями. Русских религиозных партий нет, как нет и идеологических печатных изданий от их имени.

Поэтому, удовлетворяясь вне-партийными рамками (в отличие от своих израильских единомышленников), русские харедим открывают частные интернетовские сайты, без присущих секторальной прессе "Духовных Коммиссий", идеологической цензуры, да и финансовых затрат на содержание печатной прессы. Среди них такие сайты, как "every.com", созданные по групповой инициативе, а также сайты идеологов-одиночек.

Среди русских харедимских сайтов есть разные. Есть и такие, которые легко переводят антисионистскую реторику харедимской прессы на русскую почву.

Одна из статей на подобном сайте ("samsonblinded") начинается с уже ставшим клише обвинения израильского государства в антисемитизме: "Израильское отношение к ультра-ортодоксальным евреям напоминает антисемитизм."

"В духе антисемитов," – продолжает автор, - прочие израильтяне становятся на позицию “ненавидь тех, кто тебя презирает”. Так появляются типично антисемитские предложения о насильственной ассимиляции харедим. Наиболее типичное предложение - заставить харедим служить в израильской армии."

Заканчивая статью, автор с обидой в голосе заявляет о неоцененном вкладе сектора: "большинство ультра-ортодоксов поддерживают нацию гораздо более важным, чем оружие, путём: изучением иудаизма по 16 часов в день."

Складывается впечатление, что ультраортодоксальное течение, от имени которого говорит автор, давно решило, "что нужно нации", и с горячим рвением принялось это осуществлять, наделив себя полномочиями в одностороннем порядке.

Пройдя по русским сайтам Хабада во всем мире, обнаружилось, что и это, считающееся относительно миролюбивым, ультра-ортодоксальное течение, не содержит ни одного упоминания в календаре об израильских праздниках и памятных датах – ни Дня Независимости, ни даже Дня Памяти Павших в Холокосте. Более того, Любавичевский Ребе, как показали современники, вычеркивал из календаря не только сионистские даты, но и отказывался употреблять сочетание "еврейское государство", считая основание оного "преступлением". Для справки - недавно в Кнессете состоялось заседание, на котором был признан вклад течения в "строительство сионистского государства"...

Среди ряда встающих вопросов – наиболее актуально то, что миллионы русскоязычных евреев всего мира черпают информацию именно из этих сайтов, пропагандирующих ультраортодоксальное направление иудаизма как приоритетное, а израильское государство – как антиеврейское.



Журнал ультра-религиозной партии
"Дегель Тора" представляет:
фашистская свастика объединенная
с символом государства Израиль


"Ятэд Нээман", официальный журнал ультра-ортодоксальной партии "Дегель Тора" опубликовал карикатуру против палаток, в котором объединил фашистскую свастику с символом государства Израиль, менорой.


Генеральный директор Ассоциации Хидуш, раввин Ури Регев: "Нет предела цинизму. С одной стороны Гафни доит деньги сионистского правительства. С другой – "Ятэд Нээман" ставит себя в один ряд с ненавистниками и подстрекателями против государства Израиль".

Карикатуру, объединяющую фашистскую свастику с символом Израиля, менорой, нарисовал карикатурист Йони Герштейн в ответ на так называемую "беспочвенную ненависть" бастующих, которые выразили протест против перевода дотаций ультра-ортодоксальному сектору. Слово "Израиль" было заменено в карикатуре на сочетание "беспочвенная ненависть". Карикатура была опубликована в прошлую пятницу.

Как журнал, так и сам карикатурист известны своей анти-израильской позицией. В прошлых выпусках были опубликованы его карикатуры, в которых демократия была представлена в виде зверствующих римских солдат, обрушивающихся с проверкой на ультра-ортодоксальные ешивы.

Следует отметить, что весь публикуемый материал в газете проходит строжайшую цензуру "Духовной Комиссии", цель которой – следить за тем, чтобы публикуемый материал соответствовал идеологическому духу литовского направления (литваков, митнагдим).

В ответ на публикацию карикатуры генеральный директор Ассоциации Хидуш, раввин и адвокат Ури Регев, требует от лидеров партии "Дегель а-Тора" и парламентской фракции "Яhадут а-Тора" "осудить эту гнусную карикатуру и опубликовать это осуждение".

Если осуждение не будет опубликовано и извинения за карикатуру не будут принесены публично, Ури Регев требует вывести партию "Дегель Тора" из состава коалиции правительства.

"Нет предела цинизму партии "Дегель Тора". С одной стороны сидит председатель Финансовой Комиссии правительства, член парламента от партии "Дегель Тора", Моше Гафни, на финансовом кране государства и доит казну сионистского государства, с другой стороны – его партия изображает фашистскую свастику у основания национального символа и ставит себя в один ряд с ненавистниками и подстрекателями против государства Израиль".

По мнению Регева, если кто-то и полагает, что "выкрики "нацисты", раздающиеся против полиции на демонатрациях Нетурей Карта – крайние и исключительные проявления, то эта карикатура выражает более общие тенденции, охватившие ультра-ортодоксальное направление иудаизма среди ашкеназской диаспоры, которое одобрено "Духовной Комиссией", разрешившей ее публикацию".

 

Выгодно работать, невыгодно скрывать

Хидуш приветствует решение министра образования, Гидеона Саара, сократить учебу аврехам (ученикам религиозных школ), отклонившимся от армии на пол-дня.

На протяжении многих десятилетий перед учениками религиозных ультра-ортодоксальных школ стоял выбор – или учиться полный рабочий день, получая дотации от государства, или учиться сокращенный день, полагаясь на частные пожертвования. В результате, большинство выбирало учебу на полный день, боясь потерять связь с ешивой, гарантировавшей дотации, несмотря на желание многих работать.

Колель (учебное заведение для женатых мужчин
ультра-ортодоксального сектора), Модиин Илит.
 Снимок: Нати Шохат, Флэш 90.

Министр Образования Гидеон Саар, подписал поправку, по которой с данного момента учащиеся религиозных школ смогут получать дотации в соответствии с количеством учебных часов, чтобы иметь возможность параллельно работать. По мнению Министерства Образования, этот шаг послужит толчком для интеграции религиозного мужского населения на рынке труда. Вместе с тем, государство усилило надзор за тем, чтобы учащиеся действительно занимались учебой в учебные часы.

Ассоциация Хидуш приветствует данное решение. Заместитель Генерального Директора Ассоциации Хидуш, Шахар Илан, считает, что этот шаг открывает дверь важному социальному процессу. С одной стороны, харедим смогут работать и при этом оставться аврехами (учащимися религиозных учебных заведений), иными словами совмещать работу и учебу, что будет способствовать их интеграции на рынке труда. С другой стороны, по всей видимости, существует немало учащихся, которые посещают учебные заведения между делом, параллельно работая. Сегодня, когда можно законно совмещать учебу с работой, аврехам не придется обманывть государство и при этом откроется возможность влиться в рынок труда.

Подобная поправка к закону была обусловлена улучшением отношений с ортодоксальным сектором после назначения члена кнессета Менахема Елиэзера Мозеса на место заместителя министра образования вместо ушедшего с поста Меира Поруша.

Данный шаг вызвал поддержку и в более широких кругах иудаизма. По мнению председатель консервативного движения иудаизма, адвоката Изhара Хеса, "Дотации аврехам должны исчезнуть как явление и немедленно, но и в данной поправке есть логика, к которой следует прислушаться. Мы поддерживаем министра Саара в его начинаниях и надеемся, что он постепенно уничтожит дотации."



Отличившийся cолдат-хареди

Как известно, вот уже несколько лет ЦАХАЛ практикует проект Шахар – проект, направленный на интеграцию харедим в армии. Студентам предоставляется возможность вести религиозный образ жизни во время службы в армии, а также - получить профессию, которая позволит найти свое место на рынке труда после службы.

Солдат проекта Шахар получил Награду За Отличие от президента страны и – оплакивание от родных и друзей.

В День Независимости рядовой Хаим Сташевский получил Награду За Отличие от президента Израиля, Шимона Переса, вместе со 119 отличившимися солдатами Цахаля. Однако, в отличие от остальных содат, получивших награду, эта медаль не вызвала у большинства родных и близких Хаима ни радости, ни гордости.

Солдат из батальона Нецах Ехуда во время молитвы.
Снимок: Абир Султан


"Нашлись родные и друзья, которые восприняли весть о награде крайне тяжело. Они звонят мне и выражают соболезнования" – рассказал солдат журналисту информационного сайта Walla.

Сташевский, 26 лет, служит уже год в качестве техника в Войсках Связи, в рамках проекта Шахар по интеграции харедим в ЦАХАЛ. "На этой неделе у меня состоялись тяжелые беседы с друзьями детства", - сказал Сташевский. "Одина из бесед с другом оставила тяжелое ощущение. Он позвонил и сказал, что собирается молиться за меня и пожертвовать деньги на цдаку, в надежде, что я оставлю армию". Другой, когда спрашивал о ситуации в армии, задал вопрос, "Как дела у этих сионистов?", словно видит в этом нечто постыдное. Комментируя реакцию своих друзей, Хаим говорит, что не видит ничего постыдного в сионизме, если он не противоречит галахе.

Сташевский видит в службе в армии посланничество. "Мое желание – показать религиозному сообществу, что тот кто хочет – действительно может пойти далеко в армии. Бытует мнение, что армия использует тебя без всякой отдачи. Это неверно. Когда ты действуешь, вкладываешь и показываешь, что ты действительно серьезно относишься к своему делу, ты получаешь взамен".

Рядовой Сташевский вырос в Цфате и обучался в ешивах харедим в Бней-Браке. После окончания учебы в ешивах, он женился и перешел в колель (учебное религиозное заведение для женатых студентов). Когда с течением времени возник вопрос о том, чтобы кормить семью, опция службы в армии показалась ему единственно доступной. "Я был вынужден пойти в армию. До этого я не испытывал к армии особого интереса, поскольку я не воспитывался на этих ценностях", - рассказывает Хаим – "Но после того как меня призвали, я ушел в это с головой и понял, что если я это делаю, я хочу достичь в этом самых лучших результатов".

Сегодня Хаим учится на курсе офицеров и связывает свое будущее с военной карьерой в Войсках Связи. "Со своей стороны" – он обещает, - "я сделаю все, чтобы пойти как можно дальше".


 

Cостоялся первый призыв харедим на службу в полиции

В полицию впервые был призван набор призывников, выпускников ешив и колелей (религиозных заведений для женатых студентов). В эти дни 19 призывников осваивают службу в Отделе Дорожного Движения. После ее окончания, они будут работать в Информационном Центре в Иерусалиме, для предоставления информации водителям.

Снимок: пресс-атташе полиции.
Призывники - выпускники ешив на курсе повышения квалификации.
Первый призыв выпускников ешивот в полицию состоялся в рамках проекта Шахар – по интеграции харедим в Цахале. На его основе были выработаны принципы интеграции харедим и на службу в полиции. Цель проекта – интегрировать ортодоксальное население на службе в армии, а также предоставить возможность для их дальнейшей интеграции на рынке труда.

В разработке проекта интеграции принимали участие полковник Алекс Перельман, руководитель отдела по особым секторам населения в отделе кадров полиции, подполковник Яэль Амар, и заместитель Главного Раввина Полиции, полковник Моше Гафни.

Создатели проекта получили одобрение высших религиозных кругов на программу проекта интеграции и надеются на его дальнейшее расширение. Для этой цели программа предусматривает условия соблюдения Галахи, изучения Гмары, глат-кашрута. Вместе с тем, организаторы проекта считают, что наряду с интеграцией на рынке труда, ультра-ортодоксальные призывники могут способствовать благотворному взаимодействию ультра-ортодоксального сектора с органами полиции.