По данным Научно-Исследовательского Центра Кнессета,
общеобразовательным предметам в программе
неформального образования отводится 1 час в день.
К системе неформального образования ("мосдот а-птор") относятся
частные школы, которые получают частичные дотации от государства (55%), но
курирование их программ обучения министерством образования сведено к минимуму.
К этому типу школ относятся ультраортодоксальные школы, в программе которых
общеобразовательным предметам отведено 6 часов в неделю, т.е. 1 урок в день.
Эти данные были получены Научно-Исследовательским Центром Кнессета в преддверии
обсуждения общеобразовательной программы ультраортодоксальных школ на заседании
Комиссии Кнессета по делам образования, которое состоится сегодня. По данным
научно-исследовательского центра, из 6-ти часов, отведенных на
общеобразовательные предметы, один час отводится на физкультуру, один урок – на
обществоведение, и, таким образом, всего 4 часа в неделю отводится на точные
науки.
На сегодняшний день в Израиле существует 203 школы, которые подпадают под
эту категорию ("мосдот а-птор"), и в них обучаются 47,627 учащихся,
подавляющее большинство из которых принадлежат к ультраортодоксальному сектору.
Субсидирование этих школ государством составляет 55% (от размера субсидий,
переводимых государственным школам), и в 2012 году на эти цели было переведено
214.5 млн. шекелей.
Снимок-иллюстрация: Школа в ультраортодоксальном городе Бейтар-Илит
צילום נתי שוחט, פלאש 90
В соответствии с поправкой к закону о всеобщем образовании, государство
должно субсидировать только те школы, в которых на общеобразовательные предметы
отводится 11 часов в неделю. Поправка гласит, что 5 часов должно уделяться
математике и 6 часов – ивриту и английскому языку. Учебные заведения, которые
не придерживаются этих правил, смогут получить лишь 30% субсидий (от суммы
перевода на государственные школы). Сегодня обсуждение этой поправки пройдет в
Комиссии Кнессета по вопросам образования.
Гендиректор ассоциации ХИДУШ за свободу религии и гражданское равноправие,
раввин и адвокат Ури Регев, отметил в связи с публикацией документа: "Этот
документ лишний раз продемонстрировал, что общеобразовательная программа
ультраортодоксальных школ не что иное, как фикция и очковтирательство". По
словам Регева, поправка к закону, обсуждение которой намечено на сегодня в
Кнессете, - шаг недостаточный, но и он важен для того, чтобы изменить
сложившуюся ситуацию. "Будем надеяться, что комиссия одобрит ее, без
дополнительных попыток сократить количество часов, отведенных на
общеобразовательные предметы, а также без попыток протащить увеличение бюджета
школам, отказывающимся преподавать эти предметы".
"Следует помнить, - заявил Регев, - что введение общеобразовательных
предметов в программу ультраортодоксальных школ – одна из самых важных тем для
будущего израильского общества и государства. Эту позицию не раз озвучивали и
глава Центробанка Израиля, и ведущие экономисты". Ури Регев напомнил, что
Министерство Образования недавно спустило на тормозах введение
общеобразовательной программы в "малых ешивах" (ультраортодоксальных
школах для мальчиков среднего возраста). "Нельзя идти на уступки в этих
вопросах. Существует большая вероятность того, что отказ от этих реформ сегодня
приведет к тому, что впоследствии не будет создано необходимых условий для их
осуществления".
По данным Научно-Исследовательского Института Кнессета, нерелигиозные
предметы, преподаваемые в ультраортодокслаьных школах, посвящаются, как
правило, математике и ивриту, однако не включают преподавание иностранного
языка. Этот документ приводит также данные исследования др. Уди Шпигеля из Иерусалимского
Института Исследований Израиля, в соответствии с которыми нерелигиозные
предметам отводится "как правило, от одного до двух часов в послеобеденное
время, к концу учебного дня", т.е. в часы пониженной сосредоточенности,
которая не способствует усвоению материала. "Эти предметы расцениваются
как отдохновение от предметов религиозных… Нет организованной программы для
изучение общеобразовательных предметов. И только в исключительных случаях
преподаватели обладают профессиональными знаниями в предмете".
Документ Научно-Исследовательского Центра Кнессета отмечает, что всего 2
куратора от министерства образования наблюдают за деятельностью почти 203
учебных заведений неформального образования ("мосдот а-птор"). Для
сравнения, в государственных школах на каждого куратора приходится от 25 до 30
школ.
No comments:
Post a Comment