11/13/11

Условия для интеграции харедим
на рынке труда

Недавно открылась отдельное, специалированное бюро, исключительно для трудоустройства ультра-ортодоксального сектора на рынке труда. Один из соучредителей проекта, Цви Шрайбер, поделился правилами для работодателей, как создать условия, чтобы харедим смогли работать в компаниях.
Основной свод правил:
1.       Дать возможность ультра-ортодоксальным работникам уединиться в дневное время на отдельный перерыв в 10-15 минут, на дневную молитву.
2.       Выделить отдельную микроволновую печь на кухне.
3.       Предоставлять ультра-ортодоксальным работникам право на отдельные дни отдыха, которые имеют особое значение для ультра-ортодоксальной общины, как, например, Пурим, который реже обозначается как выходной день в крупных израильских компаниях.
4.       Ну и, наконец, соблюдение "кода одежды", т.е. обязательство всех работников (включая светских) соблюдать скромный стиль одежды.

Казалось бы, что проще. В большинстве крупных организаций зачастую стоит 2 микроволновых печи. Правда, с появлением ультра-ортодоксальных работников дело станет не за количеством, а за разделением микроволновых печей для мясных и молочных блюд. Как правило, существующий опыт показывает, что покупка одной печи не решает проблемы, и светскому населению придется также соблюдать разделение между печами для разогрева своей молочной или мясной пищи, иначе работодателям придется заказывать услуги раввина, чтобы избавиться от тарефности. Иными словами, требование, представленное как покупка второй печи, на самом деле выглядит несколько иначе – а именно как обязательство всех работников разделять при разогревании молочные и мясные блюда. Вместе с тем, требование это выполнимое, но вряд ли стоило затушевывать для читателя реальный смысл предстоящих преобразований.

Несколько сложнее дело обстоит с кодом одежды. Автор "свода правил для работодателя", правда, указывает в статье, что код одежды итак является скромным в большинстве крупных организаций, поэтому проблем возникнуть не должно. Но так ли это? Недавно раввин города Холона, Авраам Иосеф, распорядился вывести из зала заседаний журналисток (http://hiddush.blogspot.com/p/blog-page_4279.html), которые были одеты в соответствии с кодом общественного государственного заведения, но который для ультра-ортодоксального раввина показался недостаточным. В свете все более строгих мер по требованиям к скромности от женщин, голоса недовольства стали раздаваться и внути ультра-ортодоксального сектора. В недавнем заявлении Рики Хербст на сайте "Бе-Хадрей Харедим" (http://hiddush.blogspot.com/), ультра-ортодоксальная женщина из США, озвучила немаловажное заявление о том, что мужчинам пора бы взять на себя ответственность за свои поступки и меньше рассматривать, во что и как одеты женщины, так как рассматривания эти, по природе своей, вряд ли скромны.
В этой связи встает вопрос, где проходит граница "скромности" и почему она должна распространяться "вовне", по отношению к другим. Будет ли расценен вырез на юбке или разрез кофточки, оголяющий 5 сантиметров от линии горла (непозволительная длина для ультра-ортодоксального кода одежды) как нарушение духовного спокойствия ультра-ортодоксальных сотрудников?
Вопросы эти остались без ответа в статье автора. А между тем, судя по комментариям к статье, вопросы эти, вне всякого сомнения, не ускользнули от взгляда пытливых читателей.
Статья Цви Шрайбера, опубликованная на сайте YNET: http://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-4146606,00.html

No comments: