8/21/12

Столкновение: Новая программа изучения ТАНАХа.
Новая программа изучение ТАНАХа вызвала негодование ряда раввинов. В нее были введен сопоставительный анализ и представлены разнообразные взгляды на танахические образы и сюжеты, существующие сегодня в исследовании танахических текстов.
Среди прочего резкие нарекания некоторых раввинов вызвал сравнительный анализ рассказов о явлении ангелов перед матерями Самсона (Шимшона) и Ииуса, которые возвестили им о рождении сыновей.  
Эта программа, по мнению раввина Элияху Бакши-Дорона, есть ничто иное как "святотатство и пренебрежение к нашим святым предкам". Всякое изучение ТАНАХа как пояснение текста, говорит он - "вытравляет основу веры и святость еврейского народа, и оставляет душу поодаль от нее".
Иллюстрация: коридор ешивы в Иерусалиме
צילום נתי שוחט, פלאש 90

Однако, глава Отдела Государственного Религиозного Образования (ХАМАД), раввин Ави Гисер,  программу одобрил, объясняя свое решение тем, что впервые за долгие годы скучных программ по этому предмету, дети получат развернутую программу с массой разнообразных знаний.
В министерстве объясняют резкое сопротивление некоторых раввинов тем, что впервые на посту ответственного за программу изучения ТАНАХа стоит женщина – Мири Шлисель. Она же принадлежит к ешивам Гуша, которые славятся более широким толкованием святых книг, а также приемлют научное толкование. Помимо этого, сама Мири  Шлисель в прошлом возглавляла религиозную школу, славящуюся феминизмом. А также, окончила первую и вторую академические степени в университете на кафедре ТАНАХа. Сегодня она пишет докторскую диссертацию по ТАНАХу в Еврейском Университете в Иерусалиме.
По словам раввина Гисера, новая программа была утверждена всеми раввинами, курирующими вопрос образовательной программы для государственных религиозных школ, и основана на анализе танахических образов, их осмыслении, новизне, на творческом и критическом подходе, которыми руководствовались ХАЗАЛь (мудрецы еврейской философской мысли со времен Второго Храма до конца 6-го века, которые заложили основы интерпретации текстов. ХАЗАЛь – аббревиатура выражения "хахамейну зихрам ли-враха", т.е. "наши мудрецы, да славится их имя").
Во многих писаниях ХАЗАЛь есть критика к великим прародителям, как отмечает раввин Гисер. Но есть такие люди, - добавляет он - которые стремятся изъять всякий вопрос, чтобы не породить атеистов.
Однако, несмотря на поддержку раввинов, курирующих религиозное образование в школах, министерство образования решило сократить новую программу из-за сопротивления тех раввинов, которые не согласны с подходом ХАЗАЛь.

No comments: