5/21/13

Ассоциация ХИДУШ подала иск в БАГАЦ против "отказных писем" религиозных судов:
"Отказные письма" – средство шантажа и попытка помешать ведению юридических дел.

Бытовая ссора с соседом обернулось для ультраортодоксальной женщины в нескончаемую череду преследований религиозного суда.
Авраам Бен Цион и Мириам Фишер, соседи истицы, вознамерились в прошлый еврейский новый год расширить жилплощадь непосредственно над балконом женщины, тем самым раз и навсегда лишая ее возможности использовать балкон в праздник Суккот для традиционного шалаша ("суки"). Инициатива соседей оказалась противозаконной, так как они не имели официального разрешения на строительство. Обращения в мэрию города и полицию не дали никаких результатов. Но, по совету полиции, жительница Эльада обратилась в Окружной Суд Петах-Тиквы, который и вынес запрет на незаконное строительство.

Соседи, в свою очередь, обратились в частный религиозный суд "А-Яшар Ве-А-Цедек" ("Суд праведности и справедливости"), который находится в Эльаде под покровительством городской мэрии и городского раввина. Частный суд вынес постановление ("Цав Мениа") аннулировать иск, который женщина подала в Окружной Суд Петах-Тиквы, и запретил жительнице города являться на судебные заседания гражданского суда. Следует отметить, что этот частный суд не зарегистрирован в качестве официального религиозного суда города и не имел официального права на вынесение постановлений. Вслед за тем, этот же суд вынес "Предупреждение", к тексту которого была приложена фотокопия статьи о человеке, который преждевременно почил по причине пренебрежения решением религиозного суда.
В Йом Кипур все тот же религиозный суд опубликовал "отказное письмо" ("ктав сирув") против истицы. Религиозные суды выдают "отказные письма" ("китвей сирув") тем членам ультраортодоксальной общины, которые желают обратиться в гражданские суды. Письма эти приводят к притеснению и бойкотированию этих членов общины, а также - средством давления на ведение юридических дел.
Письмо это было распространено среди жителей города Эльада. В нем суд призвал относиться к истице как к "посягнувшей на Тору Моше", осмелившейся обратиться в гражданский суд. О себе же частный суд заявил как о "юридических инстанциях", а смысл постановления сводился к тому, что с данных пор жителям следует бойкотировать женщину и отвергать ее от общины.

Ассоциация ХИДУШ совместно с бойкотируемой жительницей ультраортодоксального города Эльада подала иск в БАГАЦ ("Высший Суд Справедливости") против "отказных писем" религиозных судов (БАДАЦев).
Этот иск подан адвокатами Ури Регевом и Эдной Мейрав и направлен против частного суда, который действует на территории ультраортодоксального города Эльада, при поддержке мэрии города и местного раввината.
Иск был подан против сефардского раввина города Эльада, Моше Малки, религиозного суда, который он возглавляет, против мэра города, Ицхака Эйдана, и ряда сопричастных лиц. Упомянутый иск затронул общую проблематику "отказных писем", которые продолжают выпускать некоторые религиозные суды в обход закона. По словам иска, "отказные письма наносят вред власти закона и способствуют созданию ситуации "государства в государстве".
С момента публикации "отказного письма" жизнь жительницы Эльада и ее семьи превратилась в бесконечную череду преследований. Она вместе с дочерьми перестала появляться в синагоге. Плевки на улице от прохожих стали повседневной реальностью, и она почти перестала выходить из дома. Начались и проблемы с определением детей в школу. Все это сказалось на здоровье и душевном состоянии женщины. Она обратилась к раввину города и членам религиозного суда с просьбой отменить решение, но просьба не была удовлетворена.
Иск ассоциации ХИДУШ цитирует постановление бывшего главы БАГАЦа, проф. Ицхака Замира (сер. 90-х годов), по делу Каца о том, что "религиозные суды ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах не могут издавать отказные письма".
В марте нынешнего года ассоциация ХИДУШ обратилась к юрисконсульту правительства, который незамедлительно вынес распоряжение о том, что "отказное письмо, издаваемое с целью отмены гражданского иска, представляется ни чем иным как уголовным преступлением с целью помешать юридическому рассмотрению дела. В экстренных случаях публикация отказных писем будет рассматриваться как "преступление перед законом посредством угрозы или вымогательства".
Истцы обратились в религиозный суд с требованием отмены постановления. Однако решение это не было отменено религиозным судом. В нынешнем обращении в БАГАЦ ("Высший Суд Справедливости") истцы заявили, что данное "отказное письмо" "наносит ущерб базисным правам истицы – человеческому достоинству, религиозной свободе, праву на воспитание детей и праву на труд истицы". Посему, заключает иск, "следует усматривать в этом отказном письме ничто иное как "преступление перед законом посредством угрозы или вымогательства".
Следует отметить, что по указанию юрисконсульта Министерства по делам религий, частным религиозным судам воспрещается использовать символику государства Израиль в своей документации. Этот распоряжение гласит, что "использование государственной символики в обход запрета может повлечь последствия в уголовной, дисциплинарной и административной сфере". Истцы также предоставили вниманию суда ряд доказательств, свидетельствующих о наличии неправовых отношений между религиозным судом, мэрией города Эльада, канцелярией городского раввина и персонально раввином Малкой.
Адвокаты – Ури Регев и Эдна Мейрав – отмечают в иске, что "многие люди находятся в похожей ситуации, и не могут предпринять против нее никаких шагов из боязни усугубить ее. Нет смысла описывать, что подобный шаг требует личного мужества выйти против общины… Эти граждане страдают от безразличия, беззакония, одностороннего представительства юридических дел перед законом, от фанатизма и агрессии структур, задействованных в процесс издания "отказных писем".

No comments: