Отмена религиозных советов может стать реальностью?
Партия НДИ подала законопроект по отмене религиозных советов ("моацот датиет"). В чем состоит суть этих советов?
Религиозные советы ("Моацот Датиот") были созданы на основе Советов по Вопросам Шхиты (кошерному убиению животных), существовавших во время Британского мандата в нескольких крупных городах Израиля. Позже, после провозглашения государства в 1948, был принят "Закон о бюджете религиозных еврейских служб", который трансформировал эти советы в самостоятельный орган правления на местах для координирования религиозных вопросов. Закон этот был принят в результате политических соглашений между партиями Мапай и Мафдаль (религиозной партией "дитиим леумиим"), для того, чтобы предоставить партии Мафдаль полномочия над регуляцией еврейской жизни в стране. Причем, сферы деятельности религиозного совета при этом значительно расширились и они стали включать вопросы, связанные с миквами, уроками Торы и многое, многое другое. С тех пор расстановка сил в управлении этими Советами изменилась и вместо Мафдаля ключевые позиции в управлении Советами стали занимать представители партии ШАС.
Форма избрания членов совета представляет собой сложный механизм. Количество членов совета составляет половину от числа городского совета (мэрии города). То есть если количество членов городского совета, например, в мэрии Иерусалима, составляет 36 человек, то количество Религиозного Совета (не имеющего отношения в мэрии и представляющего собой самостоятельный орган власти), составляет 18 человек. Причем, избрание членов совета зависит от 3 органов власти: 45% состава Религиозного Совета назначаются мэрией города, дополнительные 45% - Министрам по Делам Религии, и остальные 10% состава назначаются раввином города (или поселения). Причем, все кандидатуры должны быть приняты при взаимном согласии всех трех сторон. При отсутствии подобного согласия, решение об утверждении кандидатов передается в Государственный Совет при Кнессете ("А-Моаца а-мемшалтит шел а-Кнессет"). В случае если и Государственный Совет не приходит к окончательному решению об утверждении кандидатов Религиозного Совета, то вопрос передается для окончательного решения на апелляцию для рассмотрения правительства. При этом состав Религиозного Совета должен обновляться каждые 4 года.
Но длительный бюрократический процесс избрания – не единственная проблема, сопутствующая религиозным советам. Члены Советов, которые назначаются 3-мя органами власти, нередко входят в идеологические трения и внутренние разногласия, для разрешения которых Министр по Делам Религий (он же – ответственный за назначение 45% Совета) назначает Ответственную Комиссию для решения проблем, ставших камнем преткновения для Религиозного Совета. Ответственная Комиссия, в свою очередь, состоит из 2-х человек, которые также должны прийти между собой к соглашению о путях урегулирования вопроса.
Одна из наиболее острых критик, которые обращены все эти годы к функционированию Религиозных Советов – низкое представительство женщин и полное отсутствие представителей неортодоксальных течений иудаизма. 24 года года назад было принято постановление Шакдиэля о том, что воспрещается дискриминировать женщин в городских религиозных советах. И тем неменее, даже сегодня в религиозных советах заседает всего одна женщина из порядка 20-ти членов совета. Введению же представителей неортодоксальных течений иудаизма традиционно противостоит ортодоксальное большинство ответственных за назначения в религиозные советы.
Сегодня в религиозных советах, подчиненных Министерству по Делам Религий, по всей стране числятся всего 23 женщины. В прошлом 2011 году на должность в подобный религиозный совет была принята всего одна женщина – Ирис Трахтенгот.
Вывод, который напрашивается на основании этих данных: женщины в израильском обществе по-прежнему воспринимаются скорее как потребительницы религиозных служб, нежели как участницы в формировании политики в советах.
Министр по делам религий, Яков Марги, в своем письме ассоциации ХИДУШ отметил, что он будет стремиться к интеграции женщин в религиозные советы, и что данную позицию поддерживает и духовный лидер, раввин Овадья Йосеф. Но, по всей видимости, но ситуация на деле не изменилась.
По словам генерального директора Ассоциации ХИДУШ, Ури Регева, "необходимо положить конец сегрегации женщин в религиозных советах и самый эффективный путь для достижения этой цели – отменить религиозные советы и перенести их функции в местные органы управления наряду с другими предоставляемыми городскими властями, услугами для населения по месту жительства.
Данные по сегрегации женщин в Религиозных Советах:
· Всего 23 женщины находятся в Религиозных Советах по всей стране
· По результатам проверки, которую провела Ассоциация ХИДУШ, в Израиле функционируют 66 составов Религиозных Советов, насчитывающих 450 человек. И, соответственно, женщины составляют всего 5% от общего числа членов Религиозных советов.
· Распределение в назначении женщин в Религиозные Советы также ставит вопрос о неравноправии: 14 женщин были назначены в религиозные Советы в центре страны, 7 женщин – на севере страны и 2 – в западной части страны, и ни одной на Юге Израиля.
· Ни в одном Религиозном Совете страны женщины не занимают руководящих постов: ни Председателя Совета ("ёр моаца"), ни Ответственного Лица Совета ("мемунэ моаца"). При этом назначение Ответственного Лица Совета является назначением выборного порядка и должно проводиться согласно критериям о равноправии между полами.
No comments:
Post a Comment