Поменять религию, чтобы развестись:
Столкновение гражданского и религиозного
законодательства в Израиле.
В западном мире
гражданская свобода подразумевает право на свободный выбор формы бракоразводных
процессов, гражданской или религиозной. Однако в Израиле отсутствует институт
гражданского брака и развода. В этих условиях законодательство в Израиле не
только не в состоянии обеспечить свободу гражданского выбора светскому
населению, но и остается бессильным в предоставлении гражданских прав населению
религиозному. Причиной тому является нежелание государственного законодательства
сталкиваться с религиозными инстанциями.
Так, пишет адвокат
Лихи Коэн-Дембински, государство не может расторгнуть религиозный брак, и
предпочитает не вмешиваться в мотивы религиозных служителей, если таковые
противятся разводу. В иудаизме, таким образом, немало людей, заключивших
религиозный брак, сталкиваются с препятствиями при религиозной процедуре развода,
в частности, при получении "гета" – согласия на развод от бывшего
супруга. Но особую остроту вопрос развода принимает в Израиле в отношении тех
религий, которые напрочь противятся разводам, как, например, католическая
конфессия христианства.
В подобных случаях -
когда люди, заключившие религиозный брак, сталкиваются с препонами, чинимыми
религиозными властями, - можно найти выход, пишет адвокат Коэн-Дембински. И им
является совместной переход обоих супругов в новую религию, которая позволит
развод. При этом, отказ от религии (атеизм, агностицизм или любая иная форма
непризнания религии) - не рассматривается религиозными инстанциями как опция
для расторжения религиозного брака.
Но и в случае перехода
в новую религию, оба супруга, желающих развода, должны действовать сообща. Так,
израильскому законодательству известны 2 случая с начала 80-х годов – по делу
семей Махуль и Шклярских – когда только один супруг перешел в новую
религию, в данном случае - в католицизм. В обоих случаях мужья, требовали расторжения
брака, который более не соответствовал их новым религиозным установкам. И в
обоих случаях БАГАЦ усомнился в чистосердечных мотивах перехода в новую религию
и постановил, что подобное одностороннее решение религиозной принадлежности не
является основанием для развода, тем более, что муж, переходящий в католицизм,
не мог не знать о запрете на расторжение брака, существующем в этой конфессии.
Однако в недавнем
случае суд принял прецедентное решение – и дело это касалось расторжение маронитского
брака, принадлежащего к католической конфессии.
Справка: Маронитами
является древний народ, принадлежащий к арамейской семье народов, который
исповедует христианство и принадлежит к униатской (т.е. объединенной) церкви
восточного христианства, принявшей на себя власть епископа католической церкви.
Церковь эта до 18 века сохраняла, несмотря на политику латинизации Ватикана,
литургию на своем исконном маронито-сирийском наречии, которое впоследствии
сменилось на арабский язык. Эта этническая группа населяла Сирию до момента
завоевательных войн ислама. Сегодня эта этническая группа имеет представительство
и в Израиле, проживая на севере страны.
Так, на прошлой
неделе Хайфский гражданский суд вынес постановление по расторжению религиозного
брака, заключенного в рамках маронитской церкви.
Муж, желавший подать
на развод, обратился к религиозным маронитским инстанциям, которые посоветовали
ему временно перейти в ортодоксальную конфессию, чтобы иметь возможность
расторгнуть брак. Жена выразила нежелание пойти на этот шаг. Хайфский суд вынес постановление, обязывающее
женщину согласиться на переход религии. Но поскольку у гражданского
законодательства нет права вторгаться в сферу религиозного брака, то суд оказал
единственную посильную помощь мужу, и обязал женщину выплатить штраф мужу
из-за отказа перейти в другую религию и тем самым лишая его права на развод.
На снимке: хупа
צילום the YoYoMan-Flickr
Это решение стало не
только прецедентным, но и крайним шагом, как пишет адвокат Коэн-Дембински, в
попытках гражданских судов обойти ограничения религиозных инстанций. Но и само
решение было навеяно ситуацией с разводами в иудаизме. Если в бессильных
попытках судов в Израиле решить проблему женщин –агунот, они пытаются заставить
мужей дать развод под экономическим давлением – а именно, заставив их выплатить
штраф за отказ пойти на развод, то перенесение этого принципа на другие
религиозные реалии, по мнению адвоката, не имеет под собой достаточного основания.
В конечном итоге, с
точки зрения маронской религии супруг все равно будет считаться женатым, а с
точки зрения гражданского законодательства брак, признанный католической или
маронитской конфессией как "расставание навечно", мог быть оформлен
гражданским законодательстве в МВД как гражданский развод. Этот выход адвокат
считает более приемлемым, нежели фиктивный переход в другую религию или
конфессию.
No comments:
Post a Comment