2/21/13


Поменять религию, чтобы развестись:

Столкновение гражданского и религиозного законодательства в Израиле.

В западном мире гражданская свобода подразумевает право на свободный выбор формы бракоразводных процессов, гражданской или религиозной. Однако в Израиле отсутствует институт гражданского брака и развода. В этих условиях законодательство в Израиле не только не в состоянии обеспечить свободу гражданского выбора светскому населению, но и остается бессильным в предоставлении гражданских прав населению религиозному. Причиной тому является нежелание государственного законодательства сталкиваться с религиозными инстанциями.

Так, пишет адвокат Лихи Коэн-Дембински, государство не может расторгнуть религиозный брак, и предпочитает не вмешиваться в мотивы религиозных служителей, если таковые противятся разводу. В иудаизме, таким образом, немало людей, заключивших религиозный брак, сталкиваются с препятствиями при религиозной процедуре развода, в частности, при получении "гета" – согласия на развод от бывшего супруга. Но особую остроту вопрос развода принимает в Израиле в отношении тех религий, которые напрочь противятся разводам, как, например, католическая конфессия христианства.

В подобных случаях - когда люди, заключившие религиозный брак, сталкиваются с препонами, чинимыми религиозными властями, - можно найти выход, пишет адвокат Коэн-Дембински. И им является совместной переход обоих супругов в новую религию, которая позволит развод. При этом, отказ от религии (атеизм, агностицизм или любая иная форма непризнания религии) - не рассматривается религиозными инстанциями как опция для расторжения религиозного брака.

Но и в случае перехода в новую религию, оба супруга, желающих развода, должны действовать сообща. Так, израильскому законодательству известны 2 случая с начала 80-х годов – по делу семей Махуль и Шклярских – когда только один супруг перешел в новую религию, в данном случае - в католицизм. В обоих случаях мужья, требовали расторжения брака, который более не соответствовал их новым религиозным установкам. И в обоих случаях БАГАЦ усомнился в чистосердечных мотивах перехода в новую религию и постановил, что подобное одностороннее решение религиозной принадлежности не является основанием для развода, тем более, что муж, переходящий в католицизм, не мог не знать о запрете на расторжение брака, существующем в этой конфессии.

Однако в недавнем случае суд принял прецедентное решение – и дело это касалось расторжение маронитского брака, принадлежащего к католической конфессии.

Справка: Маронитами является древний народ, принадлежащий к арамейской семье народов, который исповедует христианство и принадлежит к униатской (т.е. объединенной) церкви восточного христианства, принявшей на себя власть епископа католической церкви. Церковь эта до 18 века сохраняла, несмотря на политику латинизации Ватикана, литургию на своем исконном маронито-сирийском наречии, которое впоследствии сменилось на арабский язык. Эта этническая группа населяла Сирию до момента завоевательных войн ислама. Сегодня эта этническая группа имеет представительство и в  Израиле, проживая на севере страны.

Так, на прошлой неделе Хайфский гражданский суд вынес постановление по расторжению религиозного брака, заключенного в рамках маронитской церкви.

Муж, желавший подать на развод, обратился к религиозным маронитским инстанциям, которые посоветовали ему временно перейти в ортодоксальную конфессию, чтобы иметь возможность расторгнуть брак. Жена выразила нежелание пойти на этот шаг.  Хайфский суд вынес постановление, обязывающее женщину согласиться на переход религии. Но поскольку у гражданского законодательства нет права вторгаться в сферу религиозного брака, то суд оказал единственную посильную помощь мужу, и обязал женщину выплатить штраф мужу из-за отказа перейти в другую религию и тем самым лишая его права на развод.
На снимке: хупа
צילום the YoYoMan-Flickr
 
Это решение стало не только прецедентным, но и крайним шагом, как пишет адвокат Коэн-Дембински, в попытках гражданских судов обойти ограничения религиозных инстанций. Но и само решение было навеяно ситуацией с разводами в иудаизме. Если в бессильных попытках судов в Израиле решить проблему женщин –агунот, они пытаются заставить мужей дать развод под экономическим давлением – а именно, заставив их выплатить штраф за отказ пойти на развод, то перенесение этого принципа на другие религиозные реалии, по мнению адвоката, не имеет под собой достаточного основания.

В конечном итоге, с точки зрения маронской религии супруг все равно будет считаться женатым, а с точки зрения гражданского законодательства брак, признанный католической или маронитской конфессией как "расставание навечно", мог быть оформлен гражданским законодательстве в МВД как гражданский развод. Этот выход адвокат считает более приемлемым, нежели фиктивный переход в другую религию или конфессию.

No comments: